Альфред Луис Крёбер, нем. Alfred Louis Kroeber (11 июня 1876, Нью-Джерси — Париж, 5 октября 1960) — один из наиболее крупных американских антропологов в первой половине 20 в. Родился в семье немецких эмигрантов. В возрасте 16 лет поступил в Колумбийский колледж (Columbia College), получил степень бакалавра по специальности «английский язык» в 1896 г. и магистра искусств по специальности «романтическая драма» в 1897 г. Научным руководителем его докторской диссертации, защищённой в 1901 г., был Франц Боас (Колумбийский университ). Диссертация была посвящена декоративному символизму по результатам его полевой работы в племени арапахо (индейский народ, живущий в США, в штатах Вайоминг и Оклахома) — это была первая докторская степень по антропологии, полученная в Колумбийском университете.
Большую часть жизни работал в Калифорнии, в основном в Калифорнийском университете (Беркли), где занимал должности профессора антропологии и директора музея антропологии, им же и основанного (которому ныне присвоено имя Фиби А. Хёрст).
Наряду с антропологическими исследованиями занимался археологией, провёл раскопки в Нью-Мексико, Мексике и Перу. Вместе со своими студентами собрал культурные данные об индейских племенах западного побережья США, основные результаты опубликованы в книге «Handbook of Indians of California» (1925). Автор концепций «культурной территории» («культурный ареал», «историко-культурная область», «Culture Area») и «культурной конфигурации» («Culture configuration», «Cultural and Natural Areas of Native North America», 1939).
Его влияние на науку было настолько сильным, что многие современники стали носить бороду и усы, как у него. Большое распространение получили его социально-философские взгляды, при жизни он получил прозвище «декан американских антропологов». Известен своим сотрудничеством с Иши, который считается (правда, не всеми) последним носителем языка яхи. Его вторая жена Теодора Крёбер написала биографию Иши «Ishi in Two Worlds», позднее об этом был снят фильм «The Last of His Tribe» (1992). Учебник Крёбера «Anthropology» (1923, 1948) использовался в вузах США длительное время и был одним из бестселлеров в Колумбийском университете в конце 1940-х гг.
В небольшой работе «Типы индейской культуры в Калифорнии», 1904, Крёбер впервые использовал понятие «культурный ареал» как инструмент анализа, поскольку между ареалами нет и не может быть четких, резко обозначенных границ. Если в широком культурном контексте ареалы могут рассматриваться как целостности, обладающие, значит, совокупностью общих черт, то при более пристальном рассмотрении они являют собой нечто неоднородное и могут быть разделены на субареалы. Культурные ареалы тесно привязаны к природным ареалам; эта идея Крёбера, пронизывающая многие его работы, позволяет отнести его к числу основоположников культурной экологии. Исследовательская перспектива, вычленяющая культурные ареалы на основе той или иной степени общности объединяемых ими культур, позволяла Крёберу изучать культурные области как целостности, отодвигая на второй план различия в частных элементах. Основным предметом интереса для него были «паттерны», «конфигурации» культуры; в поздних работах в аналогичном смысле использовалось понятие «стиль».
Общие паттерны свойственны не только культурам самим по себе, но и траекториям их исторического развития - этому посвящен фундаментальный труд Крёбера «Конфигурации культурного роста», где рассматриваются проблемы исторического изменения культур и некоторых из их основных систем (философии, науки, искусства и т.д.), конфигурации и флуктуации их развития. Рассматривая культурные системы как целостности, Крёбер подверг исследованию периоды их зарождения, роста, расцвета и упадка. Кульминационные периоды развития понимаются им как развертывание возможностей, заложенных в соответствующем культурном паттерне; когда возможности паттерна оказываются исчерпанными, начинается период упадка культуры.
Проведя доскональный анализ исторического развития крупнейших мировых культур (египетской, китайской, японской, индийской, греческой, римской, европейской и др.), Крёбер пришел к выводу, что, несмотря на наличие определённых общих черт, развитие культуры не подчинено жестким и однозначным закономерностям: и траектории развития, и продолжительность тех или иных фаз развития могут различаться. Например, длительность творческого периода составляет в среднем около 300 лет, но может колебаться в пределах от 150 до 400 лет. Кульминации культурного развития могут происходить повторно; например, египетская цивилизация пережила четыре кульминационных периода. В одних культурах кульминационные периоды могут проявляться в одних областях культурной деятельности, в других культурах - в других. Например, египетская и японская культуры не дали выдающихся достижений в области философии, а арабская не создала высоких творений в скульптуре.
Кульминационные периоды в экономической и политической жизни, как правило, не совпадают по времени с расцветом культурной жизни. Кроме того, исторический опыт показывает, что период политико-экономического могущества той или иной цивилизации вообще может не сопровождаться сколь-нибудь значимыми культурными достижениями.
Пережив период расцвета, культура не обречена на умирание, о чем говорит пример той же египетской культуры, которая неоднократно достигала пиковых периодов культурного развития.
Крёбер пришел к выводу об отсутствии в развитии культур каких бы то ни было жестких циклических закономерностей; равно несостоятельной он считал и гипотезу линейного прогресса. В трактовке Крёбера, культура представляет собой гораздо более гибкую и подвижную сущность: она может впитывать элементы и целые комплексы элементов из других культур, может возобновлять свой рост после периодов, казалось бы, неминуемого упадка, трансформировать имеющиеся и продуцировать новые культурные паттерны.